Частные дома в Архангельском (Подмосковье)
Архитекторы: Алексей Козырь и Илья Бабак
Вид объектов с южной стороны. Слева – неоклассический дом-дворец Максима Атаянца, справа – темно-шоколадные «бункеры» Алексея Козыря

На окраине леса, принадлежащего санаторию Минобороны в подмосковном Архангельском, друг напротив друга стоят два особняка. Один строит Максим Атаянц, другой – Алексей Козырь. Первый работает исключительно в «классике», второй – в сугубо современных формах. Первый тяготеет к субтильной пластической разработке объема, второй – к лаконичной геометрии. Первый использует богатый архитектурный лексикон, второй ограничивается короткими, но смачными «фразами».
Вид зданий с юго-востока: в просвете между темно-шоколадными объемами Козыря виднеется неоклассический дом-дворец Атаянца

Два особняка в Архангельском настолько не похожи друг на друга, что их контраст переходит во взаимодополнительность. Светлоохристые стены неоклассического дома служат хорошим фоном для темно-шоколадных монолитов Козыря. А они (дом и гараж) удачно оттеняют тонко прорисованные, графичные, а оттого немного суховатые фасады атаянцевкой виллы. Вот, казалось бы, самая радикальная иллюстрация представлений о «старой» и «новой» роскоши в архитектуре. Представлений тем более утрированных, что они, овеществленные, сталкиваются в пространстве «нос к носу»: дом-дворец, апеллирующий к отфильтрованным столетиями архитектурным атрибутам богатой резиденции, и дом-бункер, чья бескомпромиссная эстетика свидетельствует об эксцентричном мировосприятии владельца.
Перспектива дома со стороны леса. Все жилые помещения имеют террасы или балконы, облегчающие сообщение с природой

Однако на поверку все оказывается несколько сложнее. Атаянц хоть и оперирует классическим архитектурным языком, но, так сказать, его маргинальным «говором». Источником образа служит не общепринятая стилевая «магистраль», а различные позднеримские и маньеристские ее ответвления. В противоположность первому впечатлению дом дворец проникнут тягой не к универсальности, а к оригинальности. Эта тяга прослеживается повсеместно: от Н-образного плана и сложной системы организации внутренних пространств до прихотливой орнаменталистики, витых каннелюр, лоджии центрального ризалита, где массивные пилоны и изящные колонны из гранита «конкурируют» за то, чтобы принять нагрузку от фронтона.
Опубликовано в ПРОЕКТ РОССИЯ №42
В сторону леса дом сориентирован фасадом, главной вертикальной доминантой которого является высокая труба, – на эксплуатируемой кровле, также как и в гостиной, предусмотрен камин

сторону дороги дом обращен «слепым» фасадом. На фоне глухой стены тонкие мозаичные тяги воспринимаются особенно остро

Гараж-флигель. Вид с северо-западной стороны
