Пентхаус Никаса Сафронова
Архитекторы: Алексей Козырь и Илья Бабак Виктория Колос
Здание Алексея Щусева соседствует с храмом Воскресения Словущего на Успенском Вражке XVII в. и жилым домом архитектора Алексея Бавыкина
Дом в Брюсовом переулке, на крыше которого архитекторы возвели пентхаус, известен как дом артистов МХАТа, где жили В. И. Качалов, Л. М. Леонидов, И. М. Москвин и Л. В. Гельцер. Построен он Алексеем Щусевым в 1928 году. Это одно из немногих конструктивистких зданий архитектора.
С террасы своего пентхауса художник Сафронов может созерцать и колокольню Ивана Великого, и гостиницу «Swissotel Красные холмы»
Сегодня верхние этажи дома занимают офис и апартаменты художника Никаса Сафронова. В 1990-е гг. Сафронов являлся арт-директором российской версии журнала Penthousе. Так что «сесть на голову Щусева» ему, видимо, было предписано судьбой. И художник упорно реализовывал волю фортуны. Когда Алексей Козырь и его коллеги пришли на объект, коробка пентхауса была уже возведена. Имена предшественников в анналах не сохранились, известно только примерное количество сменившихся проектных команд – восемь.
План пентхауса
Аксонометрия
Конфигурация пентхауса, задуманного как пространство для принятия гостей, повторяет Г‑образный план дома. В месте перелома формы плана устроен лифт, объединенный в один блок с душем и санузлом.
Фрагмент интерьера столовой. На дальнем плане – медный камин
Там же расположена винтовая металлическая лестница, ведущая на кровлю пентхауса. Она выглядит шарниром, соединяющим два прямоугольных объема – гостиную и террасу.
Лифт и туалет заключены в блок, отделанный сланцем. Ему вторит стена за медной трубой камина
Вторым «круглым» элементом интерьера в пандан лестнице становится камин, заключенный в медную трубу с открывающимися дверцами. Кровля здания, на которой построен пентхаус, изначально имела перепад отметок, обусловленный особенностями структуры технического этажа.
Несущие конструкции (металлические рамы) оформлены как световые порталы. Лампы расположены за ониксовыми вставками
Эти перепады были обыграны в зонировании пространства: гостиная заглублена на пару ступеней относительно столовой и кухни. В сочетании с «пламенеющими» порталами, в которые архитекторы превратили несущие конструкции, пустив по ним световой контур из оникса, перепад уровня превращает гостиную в театрализованное пространство, где должны разворачиваться сцены из жизни богемы.
Елена Гонсалес
Фото Алексей Народицкий
Опубликовано в ПРОЕКТ РОССИЯ №64
Металлическая винтовая лестница, ведущая на крышу пентхауса Никаса Сафронова