Архитектурная
мастерская
Алексея Козыря

Квартира на Баррикадной

Архитекторы: Алексей Козырь и Илья Бабак

 

Вестибюль высотки на Баррикадной, построенной М. Посохиным в 1940–1950‑х гг., и сейчас поражает воображение. Хозяин квартиры помнит времена, когда кабины лифта были облицованы красным деревом, а витраж горел всеми огнями радуги

 

Алексей Козырь всегда тяготел к сильным монументальным формам, даже если ему приходилось проектировать в условиях крайне ограниченного метража. Яркий тому пример – квартира в сталинской высотке на Баррикадной. Казалось бы, что можно сделать на сорока пяти метрах на первом этаже с двумя окнами? Как расширить пространство? Не пробивать же лбом стены! Стены – нет, но пол немного подкопать удалось. Сняв 14‑сантиметровую стяжку, Козырь стал двигаться по вертикали, благо высота потолка (четыре двадцать) это позволяла. Так в квартире возникло высокое центральное пространство со вторым светом, а над кухней и коридором появилась антресоль. Но вместо обычных 15‑сантиметровых перекрытий здесь пришлось отлить сверхтонкие 8‑сантиметровые. В гостиной они и вовсе стеклянные. Благодаря всем этим ухищрениям 45 метров увеличились до 83.

 

 

Что касается стилистики интерьера, то тут Козырь находился в постоянном диалоге с произведением Михаила Посохина. «В этом доме все уникальное, – рассказывает архитектор, – и столярка, и литье, и керамика. Потом не стало госзаказов, и индустрия умерла. Возродить ее теперь почти невозможно. Я сохраняю старое, но наполняю его новым смыслом. Это некая встройка в интерьер памятника. И эта встройка существует по тем же законам, что заложены в историческом пространстве. Но она подчеркнуто другая, и этот контраст работает и на старое (не разрушая его), и на новое. Принцип, который у нас в стране почему-то нигде не применяется. У нас надо все сломать, а потом возвести что-то совсем другое… В этом интерьере мы очистили все поверхности до монолита, сохранив все, что можно сохранить. Бетон не штробится, значит делаем открытую проводку. От выравнивания стен “плывет” лепнина, значит особо не ровняем. Цвет специально не вводим. Кирпич обладает цветом, бетон обладает цветом, на такой объем – достаточно».

 

Наталия Почечуева
Фото Кирилл Овчинников
Опубликовано в ПРОЕКТ РОССИЯ №68

 

Планы первого и второго этажей

 

 

К высокой двусветной гостиной присоединили прихожую, над которой закрепили платформу второго этажа. На переднем плане – диван Frigetto

 

Сверхтонкие (8 см) перекрытия позволили сделать на кухне потолок высотой 2,17 м. Обеденный стол со стульями Casa Pagoda

 

Сквозь стеклянный пол антресоли можно даже разглядеть витраж из створок старинного серванта

 

На посеребренном французском столике XIX в. – телефон Ericsson 1921 г. Рядом торшер Casa Pagoda