Alexey Kozyr
architectural studio

Apartment as a masterpiece

Architects: Alexei Kozyr, Ivan Chuvelev, Natalya Lobanova

 

Историю российского дизайна интерьеров можно отсчитывать, пожалуй, от появления журнала SALON-interior. Именно там впервые начали фиксировать достижения этой индустрии в доступном многим глянцевом формате. Первый номер «Салона» вышел в 1994 году. Благодаря журналистам более или менее массовый читатель узнал, что для оформления квартиры нужен специалист. Примерно в то же время стали появляться первые отделения дизайна интерьера в профильных вузах, вроде Строгановки и МАРХИ. (Первая школа декораторов «Детали» появилась в Москве вообще только в 2001 г.) А пока студентов учили новым специальностям, делом занялись архитекторы. Работа нашлась и «классикам», и «модернистам»: Михаил Филиппов рисовал колонны и ротонды, Айрапетов деконструировал перегородки и фальш-потолки.

 

 

Журналы стали для архитекторов одновременно и способом популяризации их услуг, и проклятием – половина заказчиков приходили с избранными номерами и просили «сделать точно так же», что не всегда соответствовало авторским амбициям. Зато заказчики легко поверили в то, что дизайн интерьеров включает строительство кривых стен, колоннад, вторых и третьих потолков. «Что же, у нас не будет потолка?!» – однажды при мне воскликнула заказчица, в ответ на объяснение, что существующие перекрытия и так слишком низки. В ее глазах была печаль, объяснять, что потолок уже есть, было бесполезно. В принципе архитекторам оказалось на руку стремление заказчиков создавать именно новые пространства, а не только расставлять мебель. Тем более его столь удачно поддерживало девелоперское нововведение тех лет – квартиры «со свободной планировкой». Необычных пространственных эффектов авторы добивались как за счет формообразования, так и экспериментируя с материалами. Старались проектировать и саму обстановку, чтобы точно «не как у всех». Яркий пример – так называемая «Самолетная квартира», созданная Алексеем Козырем, Наталией Лобановой и Иваном Чувелевым в 1997 г. Там стеклянная ванная-аквариум в форме плоского ограненного изумруда (на фото), кровать со стеклянным изголовьем, утопленным в пол, перегородка между кухней и ванной со встроенным пропеллером, а также ширма из клепаного железа, скрывающая телевизионную стойку. В этой квартире даже использована настоящая створка самолетного шасси – в качестве стойки для оборудования.

 

Мария Фадеева
Фото Дмитрий Лившиц
Опубликовано в ПРОЕКТ РОССИЯ №62